воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Камасутра между небом и землей

Давно я ничего не писала здесь, но это не значит, что я не читаю, просто дел и разъездов по горло, а книга Адизеса слишком важна для меня, чтобы читать ее в метро. Вот сейчас, на пути из Новосибирска в Москву, это чтение было бы в самый раз. Однако я в качестве средства от турбулентности позволила себе чтение книги Радислава Гандапаса с сомнительным названием «Камасутра для оратора». Перелистав ее в Новосибирске в чудесном месте под названием «Литературный магазин», я решила, что авторитету издательства «Манн, Иванов и Фербер» можно доверять и купила ее в дорогу. Чтение отвлекает меня от страха полета: самолет изрядно трясет вот уже второй час.

Еще в магазине пробежала глазами по оглавлению, и оно было именно таким, как мне нравится: с развернутым  описанием содержания глав. Уже неплохо. Жалко, что сами названия глав подкачали, на мой взгляд.


Прелюдия
«Толпа как женщина» Ле Бон
Здесь автор удачно сравнивает отношения оратора и публики с отношениями мужчины и женщины.

Глава 1. Спасите!
«Субъективное время выступающего и слушающего не совпадает» - говорит автор  и советует особенно в начале выступления говорить подчеркнуто медленно и спокойно, чтобы у публики не складывалось впечатление, что оратор тараторит. Теперь я понимаю, почему речь **** меня так раздражает. Далее автор дает серию общеизвестных приемов снятия напряжения перед выступлением.

Глава 2. Какова цель
Цель любой деятельности лежит за пределами самой деятельности, поэтому уже до начала подготовки выступления надо понять его цель: она должна формулироваться как ответ на вопрос чего оратор хочет добиться от слушателей. Для этого составить для себя картинку:
  • Кто эти люди, где работают, чего ждут, к чему стремятся.
  • Что они должны сделать?
  • Каким образом они должны сделать?

«Где у вас тут водоем?» спрашивает автор и идет готовить речь. Имеется в виду, что устное выступление лучше готовить устно, а не письменно. Не лишено логики. Я именно так и делаю :)

Глава 3. Структура
Автор сравнивает структуру успешного выступления с обедом, болезнью, проведением приема в вольной борьбе и пр. Композиция выступления должна соответствовать биологическим процессами и выглядеть так:
Вступление (20% времени). Служит для установления контакта, положительного эмоционального фона.
Возможные варианты:
1.       Интересный факт. «Знаете ли вы, что…» «Задумывались ли вы когда-нибудь о том….»
2.       Впечатляющее своим размером число (пример со стадионом «Лужники»)
3.       Цепочка вопросов, возможно риторических
4.       «Когда я ехал к вам сюда…» + случай или разговор, имевший место в последние сутки. У Волкова: «По дороге в школу на помойке я нашла книгу без обложки»
5.       Шутка, анекдот (только для ораторов с чувством юмора, умеющих рассказывать анекдоты, т.е. дважды не для меня)
6.       Чувства выступающего по поводу слушателей или выступления
7.       Самопрезентация (не мешает, даже если выступающего знают все присутствующие): какое имеете отношение к теме, чего достигли в этом, чем занимались раньше
8.       Презентация презентации (тема, время, содержание, правила игры: «Если у вас появятся вопросы, задайте их…»)
9.       Искренний комплимент аудитории, имеющий отношение к тематике выступления
Основная часть (60%) Предметно-логический уровень.
В публичном выступлении кульминация – это предложение, с которым оратор выходит к публике. Сделать его надо не рано и не поздно, четко и кратко.
Чтобы подготовить аудиторию к восприятию этого предложения в основной части следует говорить о сложностях настоящего момента, о путях их преодоления, о перспективах и последствиях, если предложение не будет принято.
Здесь есть интересный пример с маятником: чтобы запустить его с нижней точки, следует большое усилие, а чтобы запустить с крайней верхней – только небольшой толчок. Перед кульминацией аудитория должна дойти до крайнего верхнего положения эмоционального маятника.
Заключение (20%) эмоционально-личностный уровень. Грамотный выход обеспечивает положительное «послевкусие».
Заключение должно быть связано с основной идеей, вызвать эмоциональный всплеск, быть мажорным. Можно отзеркалить вступление или кратко пробежать по ключевым моментам выступления, сделать комплимент аудитории, дать рекомендации, обозначить цель, подвести итог.

Глава 4. Контакт
Приемы установления визуального контакта:
  • медленно обвести глазами зал, ловя взгляды.
  • в начале выступления встать перед аудиторией не за трибуну, а в вершине равностороннего треугольника, образованного оратором и крайними справа и слева зрителями первого ряда.
  • во время выступления перемещаться из крайнего правого угла в крайний левый угол, обеспечивая контакт с флангами.
  • особое внимание уделять тем местам в зале, откуда доносятся посторонние звуки (шелест, кашель, храп :)

Глава 5. Стоять!
Спина прямая, подбородок приподнят, плечи опущены, ноги расставлены, одна чуть впереди, носки слегка врозь, центр тяжести смещен чуть вперед.
Жестикуляция
На этапе вступления: руки на уровне талии или чуть выше, желательно чтобы в руках ничего не было (ага, микрофон и презентер!). Все движения должны раскрываться полностью.
Кульминация, призыв – рука вперед («Памятник Ленину»)
На основном этапе движения рук направлены вниз.
На заключительном этапе движения рук объединяющие.

Глава 6. Когда и что
Внешний вид:
1.       Вынуть из карманов все, что может быть вынуто.
2.       Любые перемены во внешнем виде делаются до выхода на сцену. На глазах слушателей не стоит поправлять прическу, протирать очки, громко сморкаться.
3.       Избегать необычной одежды, экстравагантных причесок
4.       В аудитории следует выглядеть «своим»
Презентация:
1.       Убирайте те слайды, которые уже отработали. Лучше показывать пустой слайд. (Интересное предложение.  Но меня как зрителя это раздражало бы.)
2.       Информация об авторе на первом и последнем слайде. Сначала имя, потом фамилия.
Остальные рекомендации к презентации я опускаю. Не нравятся они мне.
3.       Проверить работоспособность всей техники - компьютера, презентера, мышки, микрофона - заранее.
Способы усиления визуального эффекта:
А. Использование глаголов, вызывающих картинку
1.       Представьте себе, что…
2.       Давайте рассмотрим следующие…
3.       Если присмотреться к проблеме пристальнее…
В. Использование глаголов движения
1. Проблемы навалились. Проблемы настигли.
2. К авторам проекта пришел успех.
3. Наша встреча подошла к концу.
4. Мы стремимся к общей цели.
Поведение
1.       Отойти от трибуны
2.       Передвигаться по сцене, жестикулировать
Очень спорная сентенция: "Успех выступления на 60-70 % зависит от того, что публика видит, на 20-30 от того, как говорит оратор и на 10 % от того что он говорит".

Глава 7. Войдите
Степень запоминаемости сюжета зависит от степени вовлеченности в него.
Приемы вовлечения:
  • вопросы залу,
  • намеренные ошибки,
  • просьба поднять руки тех, кто…
  • просьба придвинуться ближе,
  • вопрос не следует ли включить-выключить свет, кондиционер …
  • предложение совершить простое действие (возьмите тезисы моего доклада, откройте на странице…)
Риторические вопросы:
  • Понятно?
  • Так ведь?
  • Согласны?
  • Продолжим?

Избегать вопросов о том, на что не можем повлиять (не мешает ли шум на улице) или о том, на что аудитория может отреагировать по-разному (когда сделать перерыв).
Еще лучше вовлекает просьба о помощи:
  • дать знак, когда истекут 20 минут,
  • закрыть форточку,
  • включить свет,
  • раздать материалы,
  • утихомирить соседа.


Глава 8. Ответы
«- Правда ли, что в молодости вы снимались в порнофильмах?
- Это старая новость. (Шварценеггер)»
"В игре вопросы-ответы не должно быть пострадавших. (А. Гандапас)"
Вы не обязаны отвечать на все вопросы.
Смотрите на задающего вопрос и кивайте.
Способы ухода от неудобных вопросов:
  •  «У меня сейчас нет данных для ответа на этот вопрос»
  • «Не хотел бы предоставить недостоверную информацию»
  •  «Спасибо за острый вопрос»
  • «Я уважаю вашу позицию и соглашусь в том, что…, но…»
  • «Проблема, о которой вы говорите, действительно существует»

Часто целью тролля является привлечение внимания аудитории к собственной персоне и далеко не всегда они нуждаются в ответе по существу.
«- Доктор, я так страдаю. 
– Понятно. Следующий.»

Реакция на невнятный вопрос:
  • Повторите пожалуйста, вас было плохо слышно
  • Правильно ли я понимаю, что…
  • Позвольте мне ответить позже

Если вопросов нет:
  • Если кто-то пошевелился: Пожалуйста, ваш вопрос
  • Перед выступлением попросить кого-то из знакомых задать первый вопрос (можно договориться какой)
  • Использовать заготовки «Часто спрашивают», «Перед самой встречей меня просили ответить на вопрос…»

Благодарить за вопрос:
  • «Какой необычный\неожиданный\актуальный\острый\приятный\долгожданный вопрос!»
  • «Ваш вопрос звучит, как комплимент»

Глава 9. Возьми
Микрофон держат пальцами, а не ладонью рабочей руки (зубная щетка, а не банан!)
Не жестикулировать рукой с микрофоном.
Не выходить с микрофоном дальше линии колонок.
Если не уверен, что микрофон включен, просто поздоровайся с залом.
Заранее проверить как включается.
Не форсировать голос. Если плохо слышно, легче пожаловаться, чем если слышно слишком хорошо.

Глава 10. Важно
"Публичное выступление – это скорее соблазнение, чем убеждение."
1. Лучше маленький зал, но битком, чем большой и полупустой. (Лучше, чтобы сидели ближе друг к другу). Для этого убрать лишние сидения или положить на сидения дальних рядов листки, другие предметы.

2. Не гони.
3. Обращайся к залу (коллеги, друзья, мои дорогие…, но не "присутствующие здесь")
4. «В публичном легком литературном чтении нельзя занимать собою публику более двадцати минут безнаказанно.»  Достоевский
5. Не показывай аудитории вида, насколько важно для вас ее решение.
6. Если публике надо принять решение прямо в ходе презентации, дави на эмоции. Если отсроченно – то на логику.

Вопросы-ответы
...
Откомментировала бы и эту главу, но мигает табло «пристегните ремни». Садимся.
Книжка «для самолета, метро или очереди». 300 страниц схвачены за 4 часа полета. 

Лучше бы реферат дописала :(

Бумажную книжку можно купить в Озоне, в Лабиринте.
Могу отдать даром при оказии :)
Кому нужна - пишите в комментариях.

1 коммент.:

Maria Sonina комментирует...

Маша, у Вас название поста ещё более двусмысленное, чем название книги:))) Сложно ожидать чего-то ахового от профессионала (автора книги) другому профессионалу (Вам), имеющей огромный опыт публичных выступлений. Но, читая книги по саморазвитию, я сама зачастую отношусь к ним как к напоминалкам: чтобы в тонусе быть, не забывать о важности чего-то такого, что, доведённое автоматизма, перестаёт быть осознанным.

Отправить комментарий