Дочитала наконец Д.Константиновский, В.Вахштайн, Д.Куракин "Реальность образования". Очень тяжело. По своей воле я бы это не дочитала :(
Надо бы проаннотировать, хотя бы ту малую часть, которая оказалась доступной моему пониманию - ментальная карта уже строится в голове, но времени катастрофически не хватает.
Зафиксирую пока только пару цитат, вызвавших у меня бурную мозговую активность:
(гл. 2 стр 56) школа репродуцирует социальное неравенство, закрепляя его институционально. Отнюдь не новость, но меня как-то очень это задело. Не то, чтобы я не задумывалась об этом раньше, и все же... :
(гл 4) "главные причины, обусловливающие выбор в пользу «сильной» школы, — это престиж, наличие специализации и хорошая подготовка в вуз. Выбор «слабой» школы, как правило, мотивирован близостью к дому и отсутствием платы. Специализация и подготовка в вуз беспокоят учащихся «слабых» школ почти столь же мало, как учащихся «сильных» школ —
отсутствие платы за обучение (3%) или легкость поступления (0%). Этот факт ожидаем и предсказуем, но, несмотря на свою тривиальность, позволяет сделать важный вывод об осознанности выбора того или иного учебного заведения. Родители, выбирая школу, по большей части получают ... то, что могут себе позволить."
При этом, опираясь на результаты всероссийского исследования, авторы отмечают следующий парадокс: "чем выше уровень школы, тем чаще учащиеся обращаются к услугам репетиторов." (гл. 4 стр 160) И это является парадоксом только на первый взгляд, а на самом деле вполне объяснимо. В течение последних двух недель возвращаюсь к теме репетиторов снова и снова.
С одной стороны, родители и дети из элитных школ особенно ориентированы на поступление в престижные вузы и подстраховываются, нанимая репетиторов. Но есть, как мне кажется, и другое, я поняла это вот прямо только что. Изучая анонимные опросы старшеклассников вижу, что в элитных школах репетиторов нанимают не по тем предметам, где хуже успеваемость, а напротив, по тем предметам, где успеваемость выше. Может, покупается образованный собеседник? Сильным ученикам, как известно, внимания на уроке учитель уделяет не слишком много. А им поговорить хочется о том, что им интересно...
(гл.3 стр 130) "отчуждаемая методика — это качественная методика тщательно спланированного и корректно реализованного исследования. Но чтобы методика была не только принципиально отчуждаема, но и реально транслируема, требуется создание ясного методически-инструктивного корпуса". Это очень интересный момент, связанный с нашими попытками отчуждения методики преподавания в некоей лингвистической гимназии, и с попытками повторов разработанных в "Началке" проектов и вообще это ответ на вопрос можно или нельзя "работать по Амонашвили", "учить по Занкову", почему не работают блестящие авторские методики.
На очной сессии была высказана мысль, вызывающая у меня бурю противоречивых чувств, что дело одних создавать методики, а дело других их описывать и упаковывать в кейсы. Привет +Ljudmilla Rozhdestvenskaja!
И даже нашла термин для того, что является предметом моих интересов: "неинституционализированые формы образования". А я и не знала, на что замахнулась...
суббота, 2 ноября 2013 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
13 коммент.:
«...дело одних создавать методики, а дело других их описывать и упаковывать в кейсы». Может быть, есть в этом рациональное зерно?
Хорошо, если учитель владеет словом и может поэтапно описать всё, что происходило на уроке и после него. Но ведь по-разному бывает. Ещё лучше, если придёт специалист, окинет профессиональным взором эмоциональную рефлексию, отсечёт ненужное и объяснит граду и миру, «что нам хотел сказать автор». То есть создаст чёткую инструкцию: делай раз, делай два — и всё у тебя получится. Пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник.
Другая сторона проблемы. Беру инструкцию, выполняю пошагово. Не работает. Творчески адаптирую под конкретных детей и под себя. Снова не работает. А у Марьиванны (автора идеи) из соседней школы всё крутится, вертится, и дети пищат от восторга. Вывод: всё дело именно в Марьиванне.
Да, у меня был случай, когда мой урок проанализировала +Bryksina Olga и только тогда я поняла, что я на самом деле сделала :) Митрофанушка...
Конечно, «Митрофанушка». Ибо только они и замахиваются на «неинституционализированые формы образования».
Мне обычно Зинаида Юльевна Смирнова, не видев урока, а просто прочитав пост в блоге, объясняет, что именно я натворила. Нужен, нужен взгляд специалиста!
Нужен. Но не для того же, чтобы митрофанушкины черновички разбирать. Мне кажется, большинству из нас еще слишком "жирно" иметь персональных специалистов для описания нашего опыта, не так ли? :)
И если я знаю, что за меня сделают нелюбимую\трудную работу, стану ли я сама напрягаться? Следовательно, никогда и не научусь. В общем... все сложно.
Самой напрягаться всё равно придётся, чтобы создать те самые «черновички». Осмыслить, понять, подстелить соломки на будущее себе и другим.
Да, все так. И все-таки... Just try!
По поводу школа репродуцирует социальное неравенство.
10 лет назад слушала лекцию пермского правозащитника Игоря Аверкиева на тему "Что такое гражданское общество и что общество хочет от школы". Аудитория была чисто учительская, российский семинар, так вот учителя его очень плохо и агрессивно приняли. Потому как он говорил то, что (за дословность не ручаюсь, но смысл попробую передать, т.к. я его всего бы на цитаты растащила):
— сегодня существует колоссальный разрыв между школой статусной и обычной, которая в микрорайоне
— основная задача, которую государство возлагает на школы, состоит в том, что школа должна удерживать 6 и более часов детей в условиях закрытого помещения от тлетворного влияния улицы, просто занять их чем-то
— все школы можно условно разделить на три типа:
1. мы ни на что не претендуем, но отстаньте от нас все (=большинство обычных микрорайоновских школ)
2. школа, которая стремится создать имидж образцовой в глазах местного сообщества, чтобы привлечь больше денег на какую-то внешнюю мишуру (=большинство статусных школ)
3. школа, где реально чему-то учат (очень-очень маленький процент, который совсем не зависит от наличия или отсутствия статусности.
Вот, вспомнилось...10 лет прошло.
Спасибо за отзыв! Что-то у меня в последнее время тяга к профессиональной литературе пошла...
Вот и меня потянуло на профессиональную литературу. Но размещать ссылку на этот текст в сообществе все же не стала :)
Напрасно.
"Вывод: всё дело именно в Марьиванне." Лена! Перечитала это. Нет. Не все так просто. А как насчет "методически-инструктивного корпуса"? Был он? :)
И есть еще какая-то загогулина - в нас самих. И с этим труднее.
Было всё, с пошаговым вздохом и выдохом.
«Загогулина» всё-таки... Маша, и как с этой живностью в голове (сердце?) опыт отчуждать?
Про загогулину у присваивающего.
У каждого же она своя, и имя ей - бекграунд, ну или человеческий фактор. Вот пришла я год назад поработать в чудесное место. Люди чудесные, работа интересная, условия более чем. А загогулины не совпали: то ли прежний мой опыт, то ли мое видение будущего. Пришлось признать: не мое это. Хорошее, а не мое. Пожали плечами, но не убили же меня!
Завод-автомат можно в любом месте поставить: хоть в Кельне, хоть в Твери. А поставь на конвейер Якоба и Васю - результат будет разный. Вася же усовершенствовать захочет, и вся технология полетит в тартарары. А он не виноват - он так устроен.
Ну не все хорошие методике хорошей Марьиванне подходят.
Что касается загогулин у отчуждающего... Лена, может мы "объелись", а?
Может, и «объелись». Метафора с заводом хороша.
Отправить комментарий