суббота, 1 февраля 2014 г.

Управление школой: кризис в период реформ

Впервые книгу Константина Михайловича "Управление школой: кризис в период реформ" я взяла в руки полтора года назад и читала с большим интересом и энтузиазмом, находя знакомые «сюжеты» из жизни своей родной школы, пока примерно на середине не «споткнулась» о фразу, задевшую меня весьма и весьма. Речь шла о том, что «сетевые организации не очень эффективны или большей частью существуют на бумаге». Понятие "сетевые организации" я восприняла слишком буквально и крайне расстроилась. Небольшой разговор о сетевых профессиональных сообществах вообще и о "Началке" в частности, случившийся прямо в издательстве, ничуть не добавил мне оптимизма, но побудил задуматься об эффективности нашей работы и о "нашем ответе Чемберлену" :)

Прошло время, теперь перечитала как заданное, с неменьшим удовольствием и интересом. Полный текст эссе-рецензии потянул аж на 7 листов.

Так вышло, что в последний  месяц было много интереснейших разговоров и горячих споров о сетевых профессиональных сообществах с +Алексеева Екатерина , +Татьяна Пирог, +Ljudmilla Rozhdestvenskaja+Yuri Eelmaa:

  • Высокая миссия или личный профессиональный fun?
  • "Безбилетники" или потенциальный актив?
  • Модерация или доверие? 
  • .....
В спорах истина не родилась, каждый остался при своем. Да и вообще книга не об этом, а вот о чем:
О директоре:
"от директора зависит абсолютно все. Он может воскресить организацию из пепла, построить эффективную школу буквально на пустом месте и он же может привести ее к стагнации."

"Основная задача директора и управленческой команды школы — обучение персонала, фокусировка на процессе преподавания, на взаимодействии учителя и ученика."

"Большую роль в формировании индивидуальной управленческой парадигмы играют представления руководителя относительно мотивов деятельности подчиненных или ответ на вопрос: «Почему они работают?»." 
Представим себе на минутку, что директор искренне считает, что  "им больше некуда пойти"...

"Возвращаясь к проблеме социального капитала и роли руководителя, отметим, что, во-первых, именно наличие этого ресурса в организации позволяет ей встать на путь развития органической сложности, а во-вторых, что только руководитель может поставить
перед собой задачу такой степени общности, как его сохранение и наращивание."

Об учителе:
"Качество образования определяется качеством организации, т.е. тем. как именно в данной организации устроена жизнь педагогов." 

"По данным исследования McKinsey&Company, если в девятилетнем возрасте двух одинаково
среднеуспевающих школьников учили двое разных учителей, соответственно сильный и слабый, то уровень успешности этих школьников через три года различался на 50%! Причем в дальнейшем, как показывает практика, эта разница уже не устранима..."
Признаюсь, это меня сразило наповал!

"образовательная система не может быть лучше учителей, которые ее составляют." 

"стремление к автономии тем сильнее, чем выше профессионализм человека."

О доверии:
"Если мы рассматриваем педагога, директора как специалиста, уровень доверия становится критически важным условием их успешной работы."

"иное мнение должно быть достаточно защищено."

"Плоская структура не дает возможности тотального вертикального контроля, она опирается на инициативу и индивидуальную ответственность членов организации и сильный
горизонтальный и вертикальный обмен информацией. Поскольку плотный контроль невозможен, неизбежны ошибки, отношение к ним терпимое, как к основному источнику конструктивного опыта (не ошибается тот, кто ничего не делает). За ошибки, конечно, приходится платить, но бесплатного обучения не бывает. Вообще говоря, такая организация обладает большим социальным капиталом. В ней существует доверие как по вертикали, так и по горизонтали."

О развитии организации:
"эволюционировать могут системы открытые и сложные."

"Быть открытой организацией означает испытывать постоянный дискомфорт в связи с необходимостью реагировать на самые разнообразные сигналы, которые приходят из внешней среды, иначе говоря, адаптироваться к новым условиям."

О миссии:
"дело не в понимании или в непонимании пользы, а в доминирующей неспособности и неумении как создавать, так и участвовать в деятельности устойчивых добровольных объединений.
Рассматривая эту способность как элемент культуры, нужно отметить, что у системы образования есть если не шансы, то обязанность начать культивировать столь необходимые социальные навыки."

"Это совсем не простая стратегическая задача - пытаться воспитывать те навыки, которых мы сами в основном лишены. Возможно, тем не менее, что упорная работа в области реализации, например, проектной деятельности, основа которой групповое взаимодействие, может быть одним из тех шагов, которые принесут со временем некоторые плоды."

Разное парадоксальное:
"Беглый взгляд на системы формального и неформального поощрения, в образовательных  организациях говорит о том, что большинство этих систем направлено на поддержку усилий, то есть на поддержку некомпетентности, увы."
Мы живем в стране победившей некомпетентности.

"человек удовлетворенный — это далеко не всегда человек, эффективно работающий." Это, похоже, из серии "Художник должен быть голодным"?!

"Крайне высокая центрация педагогов на рабочем процессе, может быть полезна в тактическом плане, но является проблемной в стратегическом."

"легче всего повышать компетентность у низкоквалифицированных кадров. Здесь любые усилия по обучению быстро окупаются резким улучшением результата при одновременном сокращении усилий. Что же касается повышения компетентности опытных людей, то эта проблема решается гораздо труднее."

"хотя мотивирование — действие управленческое и считается функцией управления, но оно иногда подозрительно напоминает манипулирование."

Еще по теме ссылки:
Ушаков К.М. Диагностика реальной структуры образовательной организации
Ушаков К. М. Мастер-класс на конкурсе "Директор школы"

1 коммент.:

Елена Цекова комментирует...

Я не учитель, но прочитала Ваш отзыв с большим интересом и удивлением. Золотые слова!

Отправить комментарий