Давно я здесь ничего не писала, потому что по самые уши завязла в книжке, которую сейчас читаю: Д.Константиновский, В.Вахштайн, Д.Куракин "Реальность образования". И бросить нельзя: задано. Эх, как я понимаю теперь школьников, которым "задано"!
Книжка полезная и дельная, но требует такого вдумчивого чтения, что у неподготовленного читателя вроде меня, займет много времени, особенно если добиваться глубокого понимания каждой главы по заветам Сергея Поварнина.
Посему после двух недель сизифова труда дошла ровно до середины (при этом не аннотировано еще ничего - только разметила текст) и решила параллельно читать что-то попроще. На одной из недавних лекций была упомянута книжка Б.Хасана "Мир без конфронтаций или Да здравствует конфликт!" За нее и взялась. И утонула!
И - да простят меня строгие модераторы и коллеги - я по своему обыкновению надергала вкусных цитат и сопроводила их совсем малюсенькими комментариями. Поэтому, кто хочет читать книжку сам, под кат пусть не заглядывает! И не говорите потом, что я не предупреждала.
_______________________________________
21е, понедельник, 1 глава
_______________________________________
21е, понедельник, 1 глава
Чудесное, очень созвучное другому, любимому:
"Смысл в том, что человека надо учить не предмету, а предметом!"
Это очень хорошо - учить предметом. Учить собой - высший пилотаж. Дети не вспомнят потом ни закон Ома, ни день взятия Бастилии. Они вспомнят марьиванну, которая ставила с ними спектакли о любви или хмурого ворчуна, с которым ездили в этнографические экспедиции. Я своих помню до сих пор.
23е, среда, 2 глава
"Смысл в том, что человека надо учить не предмету, а предметом!"
Это очень хорошо - учить предметом. Учить собой - высший пилотаж. Дети не вспомнят потом ни закон Ома, ни день взятия Бастилии. Они вспомнят марьиванну, которая ставила с ними спектакли о любви или хмурого ворчуна, с которым ездили в этнографические экспедиции. Я своих помню до сих пор.
23е, среда, 2 глава
Про оценивание:
«Почему и как учитель, на себе испытав травмирующий опыт публичного ответа или сдачи экзаменов и отказываясь от такого испытания, считает допустимым пропускать через него детей»?
Готов ли учитель поделиться своим исключительным правом оценивать? Готов ли ребенок принять оценку учителя?
Чтобы дело хоть немного сдвинулось с мертвой точки, надо создать условия для формирования адекватной самооценки ребенка - ведь "Человек только тогда осмысленно переживает наказание или поощрение, когда они совпадают с его критериями. Включается рефлексия, позволяющая взглянуть на себя со стороны, и только тогда можно говорить, что мы создаем условия для развития."
Но наши оценки в большинстве своем занижают самооценку ученика. Замкнутый круг...
Как сделать, чтобы правила работали:
"Нельзя вводить правила, которые непременно будут нарушены! Категорически нельзя! Это порождает нигилизм, двоедушие, цинизм. Точно также нельзя давать домашние задания в объеме, с которым невозможно справиться – они очень быстро будут дискредитированы. Требования должны быть разумными, что подразумевает, в частности, принцип распределения: правила всегда должны соблюдать, как минимум, две инстанции – и ученик, и учитель. При этом учитель должен иметь право и возможность запрещать, но так, чтобы запреты или ответное им сопротивление побуждали договариваться и определять границы дозволенных действий."
Недавно услышала от завуча в одной уважаемой школе:
- Почему ваши ученики не носят форму?
- Потому что директор школы ходит в джинсах.
24е, среда. 3 глава
«Почему и как учитель, на себе испытав травмирующий опыт публичного ответа или сдачи экзаменов и отказываясь от такого испытания, считает допустимым пропускать через него детей»?
Готов ли учитель поделиться своим исключительным правом оценивать? Готов ли ребенок принять оценку учителя?
Чтобы дело хоть немного сдвинулось с мертвой точки, надо создать условия для формирования адекватной самооценки ребенка - ведь "Человек только тогда осмысленно переживает наказание или поощрение, когда они совпадают с его критериями. Включается рефлексия, позволяющая взглянуть на себя со стороны, и только тогда можно говорить, что мы создаем условия для развития."
Но наши оценки в большинстве своем занижают самооценку ученика. Замкнутый круг...
Как сделать, чтобы правила работали:
"Нельзя вводить правила, которые непременно будут нарушены! Категорически нельзя! Это порождает нигилизм, двоедушие, цинизм. Точно также нельзя давать домашние задания в объеме, с которым невозможно справиться – они очень быстро будут дискредитированы. Требования должны быть разумными, что подразумевает, в частности, принцип распределения: правила всегда должны соблюдать, как минимум, две инстанции – и ученик, и учитель. При этом учитель должен иметь право и возможность запрещать, но так, чтобы запреты или ответное им сопротивление побуждали договариваться и определять границы дозволенных действий."
Недавно услышала от завуча в одной уважаемой школе:
- Почему ваши ученики не носят форму?
- Потому что директор школы ходит в джинсах.
24е, среда. 3 глава
Кто предупрежден, тот вооружен
"Как сказал Ежи Лец, колокол начинает раскачивать звонаря. Поразительно точно. В том числе для образовательных структур. Программа, учебный план и динамика учебного процесса, оценка эффективности школы с точки зрения поступивших в вузы выпускников или количества отличников – все это в совокупности и есть тот самый колокол. Потому что эти показатели ограничивают свободу творчества учителя." Это очень сильно и точно. Это оправдывает меня в моих глазах, это дает мне право сказать себе: моих детей ждет ЕГЭ, мне надо их готовить, творчество подождет. Большой соблазн.
24е, четверг. 4-я глава
"За чьим-то подвигом всегда стоит чья-то глупость"
"Как сказал Ежи Лец, колокол начинает раскачивать звонаря. Поразительно точно. В том числе для образовательных структур. Программа, учебный план и динамика учебного процесса, оценка эффективности школы с точки зрения поступивших в вузы выпускников или количества отличников – все это в совокупности и есть тот самый колокол. Потому что эти показатели ограничивают свободу творчества учителя." Это очень сильно и точно. Это оправдывает меня в моих глазах, это дает мне право сказать себе: моих детей ждет ЕГЭ, мне надо их готовить, творчество подождет. Большой соблазн.
24е, четверг. 4-я глава
"За чьим-то подвигом всегда стоит чья-то глупость"
Совсем недавно у Марины Аромштам более пронзительное "Если жизнь нормальная, человеческая, никто не будет испытывать тебя смертью. Эта жизнь - про другое." И у автора про другое, но параллель возникла.
Очень интересы рассуждения автора о псевдоформах жизни, суррогатах занятости: играх и спорте. Не могу согласиться с тем, что спорт - это система саморазрушения личности. Перенося авторскую трактовку "победы над собой" на наши скромные профессиональные реалии, подумала: тот, кого мы в себе побеждаем, совершая очередное героическое насилие усилие, никуда из нас не исчезает, а тихо ждет своего часа. И каждая такая наша победа над собой, каждый отказ от человеческих радостей в пользу карьеры усиливает того, побежденного. И когда побежденный в нас "человек" побеждает - "карьериста" не это ли называется профессиональным выгоранием? В общем, это любопытно понаблюдать в себе :)
И дальше вполне про олимпиады для школьников: "Цель соревнования должна быть в
том, чтобы доказать себе: я что-то могу, что-то достиг, сделал и т.д. Увы, произошло смещение смыслов: главным стало достижение первенства, да еще любой ценой, а не прорыв к новым границам человеческих возможностей." Так ли мы напутствуем наших "звездочек"? Только утром я сравнивала результаты своих пятачков с результатами других пятачков и гордилась: среди моих победителей больше. Свинство какое!
Взрослых даже как-то жалко стало. У них, бедолаг, целых две границы взрослости: где уж им детей понимать. Чем-то это напомнило границу незнания: чем больше знаешь, тем больше поле незнания.
Сегодня на лекции К. Поливановой говорили о том, что учитель служит буфером посредником между ребенком и окружающим. Соглашусь с тем, что такое посредничество, равно как и "стерилизация" окружающей среды содержит больше рисков, чем мы можем предположить. Вот, и тут же нашла у автора: "Не всегда надо говорить «делай то-то» или «делай так» – достаточно сформировать среду, которая поставит преграду иному поведению."
Еще прекрасное:
"Я допускаю свою наивность относительно мудрости того, к кому в других обстоятельствах отношусь как мудрый к наивному. Допуская его мудрость в какой-то области, я ограничиваю свои претензии на абсолютное знание и правоту в любых
ситуациях.» Сегодня в главном здании три юных создания объясняли паре престарелых студенток как пользоваться вайфаем. Это надо было видеть! Ни тени смущения ни у тех, ни у других :)
И дальше: «Вот ключевой момент толерантности. И потому самой мощной стратегией ее воспитания остается признание многообразия форм жизни и способов действия. Образование должно быть адекватно этой стратегии. Содержание встречи разно-мудрых с разно-наивными и есть единица образования.»
Про выбор
"Гражданином может быть только свободный человек, который всегда ощущает себя в пространстве альтернатив и осознает ответственность за свой выбор, за свои предпочтения. Ответственность перед окружающими, но прежде всего перед самим собой... Вот почему способность ответственно выбирать – одна из ключевых характеристик гражданского поведения в обществе."
Тут, как говорится, без комментариев.
Про конфликт
"Конфликт – не то, что с человеком происходит, а что он сам с собой творит.... конфликт не следует оценивать знаком плюс или минус, это лишь показатель противоречий, которые надо уметь разрешать. И потому надо не дожидаться, пока он проявится, а идти навстречу – уметь его конструировать."
И еще про кризис в 5 главе: «Отказываясь от кризисов, мы одновременно отказываемся от развития! Мы немедленно начинаем двигаться в сторону стагнации. И, говорю я, слава Богу, что сделать это никогда не удастся: жизнь вне кризисов не совместима с «природой» человека. Обрати внимание на слова: с природой человека, а не природой как таковой». Одна из организаций, в которой я работаю, стагнирует именно по этой причине: главная политика - «лишь бы не было хуже».
Устроить, что ли, революцию в «Началке»!? Пожалуй, еще Адизеса надо сначала почитать...
Суббота, 5 глава
«Тренеру не надо играть, как Сабонис – тренеру надо других научить играть так же.» Я бы сказала: тренер должен работать так, чтобы спортсмен его переиграл.
Еще прекрасное:
"Я допускаю свою наивность относительно мудрости того, к кому в других обстоятельствах отношусь как мудрый к наивному. Допуская его мудрость в какой-то области, я ограничиваю свои претензии на абсолютное знание и правоту в любых
ситуациях.» Сегодня в главном здании три юных создания объясняли паре престарелых студенток как пользоваться вайфаем. Это надо было видеть! Ни тени смущения ни у тех, ни у других :)
И дальше: «Вот ключевой момент толерантности. И потому самой мощной стратегией ее воспитания остается признание многообразия форм жизни и способов действия. Образование должно быть адекватно этой стратегии. Содержание встречи разно-мудрых с разно-наивными и есть единица образования.»
Про выбор
"Гражданином может быть только свободный человек, который всегда ощущает себя в пространстве альтернатив и осознает ответственность за свой выбор, за свои предпочтения. Ответственность перед окружающими, но прежде всего перед самим собой... Вот почему способность ответственно выбирать – одна из ключевых характеристик гражданского поведения в обществе."
Тут, как говорится, без комментариев.
Про конфликт
"Конфликт – не то, что с человеком происходит, а что он сам с собой творит.... конфликт не следует оценивать знаком плюс или минус, это лишь показатель противоречий, которые надо уметь разрешать. И потому надо не дожидаться, пока он проявится, а идти навстречу – уметь его конструировать."
И еще про кризис в 5 главе: «Отказываясь от кризисов, мы одновременно отказываемся от развития! Мы немедленно начинаем двигаться в сторону стагнации. И, говорю я, слава Богу, что сделать это никогда не удастся: жизнь вне кризисов не совместима с «природой» человека. Обрати внимание на слова: с природой человека, а не природой как таковой». Одна из организаций, в которой я работаю, стагнирует именно по этой причине: главная политика - «лишь бы не было хуже».
Устроить, что ли, революцию в «Началке»!? Пожалуй, еще Адизеса надо сначала почитать...
Суббота, 5 глава
«Тренеру не надо играть, как Сабонис – тренеру надо других научить играть так же.» Я бы сказала: тренер должен работать так, чтобы спортсмен его переиграл.
5 коммент.:
Мария, а почему Вы решили, что большое количество цитат оттолкнёт от чтения? По мне так Ваш отзыв, напротив, отлично мотивирует на чтение этой книги. Такое внимание смыслам — здорово, спасибо!
Маша, 4 раза перечитала пост. Спасибо. Не знаю, буду ли читать книжку, но сейчас мне очень важны Ваши смыслы и комментарии.
+Sonina Maria Ну... меня бы оттолкнуло :) Я предпочитаю искать смыслы сама:) Это как с кино: сначала надо книжку читать, а потом кино смотреть, а не наоборот.
+ Воронина Елена Книжка хороша. Много спорного, зато читать и думать очень интересно. И наверное захочется вернуться к ней.
Очень интересно! Спасибо, Мария! Иногда и "просмотр фильма" подталкивает к прочтению книги - и так бывает!
Мария, книжку, наверное, не осилю, а вот цитаты и комментарии к ним - это отличный способ к Вам "присоседиться" и как бы с вами почитать, порассуждать. ;)
Отправить комментарий