суббота, 5 октября 2013 г.

Лучше день потерять, потом за пять минут долететь. (с)

В продолжение темы самосовершенствования взялась за упомянутую в ленте G+ брошюру  Сергея Поварнина "Как читать книги". Книжка весьма почтенного возраста, впервые была опубликована в 1924 году, так что наткнувшись на первой же странице на обращение к строителям нового общества и цитату из нетленок вождя мирового пролетариата, я чуть было не отложила книгу в сторону.

Но потом подумалось - а я разве не строитель нового общества? Вот именно с этих позиций и стала читать дальше, обращаясь не столько к своему читательскому опыту, сколько к преподавательскому. И в целом книга не только не разочаровала, но даже вдохновила.


Первая рекомендация, на которой я задержала внимание, это тщательная работа с предисловием и оглавлением книги. Помню себя в детстве: да я почти никогда предисловие не читала. А когда и как я учу этому учеников? Вот и задачка №.1: придумать бы и провести такой урок, основное содержание которого построено на работе с предисловием к книге. Задачка №.2: включить работу с оглавлением учебника в этап целеполагания на ключевых уроках курса. До сих пор я делала это от случая к случаю.

Самый частый вопрос, задаваемый себе при чтении, был "Как это можно делать сейчас?", с использованием современных технологий. Не только я, но и ученики мои читают с мобильных устройств. Как полноценно использовать предоставляемые ими возможности?
Хорошо нам знакомое по ТРКМЧП чтение с пометками при использовании мобильных устройств для чтения поможет не просто понять текст, но создать небольшую подборку цитат для написания реферата, аннотировать списки прочитанного, готовить рецензии и пр. Задачка №3: подобрать подходящий сервис (хочу потестировать и сравнить Evernote и One Note - пока у в нашей семье настоящие сражения по этому поводу) и разработать свою систему пометок и аннотаций того, что обязательно должно быть под рукой. (На днях потратила часа два на поиски на "Галактике Интел" нужной мне статьи +Ljudmilla Rozhdestvenskaja, да так и не нашла. Пришлось к автору обращаться). 

В главе о глубокой проработке книги по самообразованию автор говорит о пользе конспектирования параграфов и глав, а затем и о написании некоего обобщения, резюме по прочитанному. Был период, когда на волне эйфории от внедрения икт по поводу и без повода, я повторяла как мантру: "не стоит плодить сущности" и была уверена, что конспекты мы забудем, как страшный сон. (Я-то еще застала те славные времена, когда студенты в толстые тетрадки конспектировали материалы партсъездов. Эх, старость!) И по-прежнему считаю, что переписывать учебник нет никакого смысла, но если вести речь не об обучении, а об образовании, особенно о самообразовании, то без выписок не обойтись. В какой форме это полезно делать? Как учить этому детей? И надо ли?
Мы буквально пару дней назад с +Оксана Якушина говорили о том, как я недовольна прошедшей читательской конференцией и о том, что совсем отказаться от рефлексии прочитанного тоже нельзя, особенно в такой длительной активности, как проект "Читать не вредно - вредно не читать". И здесь возникает целый список вопросов:
  • в какой форме организовывать обобщающие беседы с читателями нежного возраста при условии, что книжки у них разные?
  • каким должен быть хороший устный отзыв ученика начальной школы о прочитанной книге? А письменный?
  • нужно ли давать план отзыва, задавать какую-то жесткую структуру? Моим выпускникам чем дальше, тем больше заданный план мешал. Это план был плох или работа заформализовалась?
Думаю, что еще вернусь к отдельным главам, так что ставлю книгу на полку.

Очень скоро на себе самой мне придется опробовать предложенную автором методику "чтения с проработкой". "Лучше день потерять - потом за пять минут долететь?" Посмотрим!

PS для +Елена Воронина Это, возможно, снова не через сердце, но хотя бы через то, что у других называется мозгами :)

11 коммент.:

Дмитриева Лариса комментирует...

Мария, вопросы, что вы поднимаете в посте актуальны) Я, в силу филологической деятельности, читаю в карандашом в руке даже художественные произведения. А как же? Дети потом спросят что-нибудь (а 10 и 11- классники пытливые и въедливые, чтобы только учителя носом ткнуть))), а я и не знаю, чем парировать их выпад. Приучила себя - таки) Пыталась на компьютере это набивать - не получается (не удобно). Хотя, если книга электронная, читаемая в режиме он-лайн, то можно тут же обрабатывать текст.
А вот по поводу четкого образца к письменному и устному ответу скажу, что давать стоит. Он всегда помогает детям. Их просто к этому надо приучить. Сначала с вами создают, потом , самые шустрые и сообразительные, делают нечто по подобию. Но план организует и помогает. Это говорю как мама медлительного ребенка, как педагог, проработавший 14 лет с детками VIII вида, как педагог, работающий с умными физиками и математиками. План и только план!

Мария Смирнова комментирует...

+Дмитриева Лариса Спасибо за отзыв. Я периодически задумываюсь о формате эссе для отзыва, поэтому мнение специалиста для меня очень важно.

Елена Воронина комментирует...

Маша, перестаньте, пожалуйста, на меня оглядываться. И на себя наговаривать. Уж мы-то знаем, как и у кого здесь с мозгами дело обстоит. Кстати, диск Духовского Вас ждёт. Но теперь, видимо, только в марте состоится наша встреча. Или всё-таки раньше?

Мария Смирнова комментирует...

Лена, я не оглядываюсь, а только приняла к сведению рекомендацию из прошлого поста. Я дама рефлексирующая :)

Спасибо за диск. Пока не знаю когда буду в Питере: у меня еще одна новая "коза". Может быть наш общий знакомый прискачет в Москву?

Татьяна Сергеевна Соколова комментирует...

Уважаемая Мария Алексеевна, здравствуйте. В последнее время ловлю себя на мысли, что некоторые прочитанные мысли из книг нужно как-то оформлять, записывать. Возвращаться просто к тетрадке не хочется. Вот и думаю, как же это сделать.
Мария Алексеевна, не могу понять, почему Вы не довольны читательской конференцией?

Мария Смирнова комментирует...

Я хотела бы не столько мысли записывать, сколько аннотировать прочитанное, отмечать в текстах и систематизировать нужные мне фрагменты. Поскольку я почти полностью перешла на использование цифровых книг планирую это делать с помощью одной из двух названных в тексте программ. На бумаге записывать мне неудобно, особенно в сшитой тетради. Лично мне нужна электронная картотека.

Что касается читательской конференции, то ее форма не соответствовала возрасту участников. Дети получили свою "минуту славы", но заплатили за это долгим ожиданием своей очереди и необходимостью сидеть смирно и слушать одноклассников.

Елена Воронина комментирует...

Конечно, учителей хлебом не корми, дай порефлексировать! :-) Маша, про «козу» не очень поняла. Очередной проект? Или иные вершины покоряете?

Общему знакомому всё передам на Клубе.

Мария Смирнова комментирует...

Иные вершины. Список последних прочитанных книг меня уже почти выдал.
За Бунина и Набокова я, наверное, возьмусь в следующей жизни.

Елена Воронина комментирует...

Примечталось: Вы пишете книжку. Не разочаровывайте меня, не отвечайте «нет». Пусть мечта поживёт.

Мария Смирнова комментирует...

А, это Зинсер... Не стану :)

Татьяна Сергеевна Соколова комментирует...

Мария Алексеевна, умеете же Вы заинтриговать :) Всегда интересно читать Ваши посты :)

Отправить комментарий